Техника написания песен

04.06.2015 Antipolizei Теория музыки и основы 319 0 0.0

В этом руководстве будут показаны основы написания композиции, без использования музыкальной грамоты, хотя и подразумевает знание вами каких-то её основ. Но в целом оно посвящено именно общим способам построения композиции.
• Ритм. Ритм – это скелет, на котором держится вся ваша композиция. Аккордовая структура – это фундамент. Без интересной и хорошей ритм-секции, ваша песня будет звучать как будто ей чего-то не хватает. Плохой ритм влечет за собой плохую композицию. 
• Солирующие (ведущие, лидирующие) инструменты. Как правило, ритм-секция имеет свойство повторяться, а в некоторых жанрах, она особенно монотонна. Без лидирующих инструментов в вашей композиции не будет создаваться эффекта «движения» и она быстро наскучит. Лидер-инструменты обычно имеют самую высокую частоту среди инструментов, либо же они самые громкие. Как правило, таковыми являются вокал или соло-гитара. Просто уберите мысленно их из песен, которые вы слышите по радио, и вы увидите, что они станут звучать намного менее интересно. Если ритм-секция – это фундамент, то ведущие инструменты либо возвысят вашу композицию, либо разобьют её (в зависимости от умелого использования). 
• Басс. Если басс выполняет свою функцию (За исключением басовых соло), то он будет поддерживать ритм, в то время как лидирующие инструменты, будут выстраивать интересные ходы и гармонии. Здесь похоже на чизбургер: ритм выступает в роли булочки, которая удерживает все «вкусные» компоненты песни, которые создают её индивидуальный вкус (Здесь «низкий» басс, как бы выступает противоположностью «высоким» лидирующим инструментам). 
• Перкуссия. Тут надо заметить, что она выполняет роль исключительно приправы, иными словами, её присутствие совершенно не обязательно. При её использовании нужно скорее учитывать особенности жанра (поэтому прежде чем писать песню в новом для вас жанре, потрудитесь хотя бы почитать википедию). 
• «Призрачные инструменты». Это те инструменты, которые слушатель открывает для себя при многократном прослушивании композиции. Такие мелодические партии и рифы, которые вы никогда не заметите при первом прослушивании. Но они заставляют слушать песню снова и снова, и благодаря ним песня не будет надоедать при повторном прослушивании.

Итак, мы рассмотрели 5 основных составляющих композиции. С чего же начать? Это сложный вопрос. Иногда все начинается с «цепляющей» аккордовой прогрессии. Иногда, с фанкового грува или басса. Путей очень много, но начинаться песня всегда должна с:

Интро. 
Вот несколько идей чтобы начать песню. 
Синхронность – когда первые 4 из вышерассмотренных пунктов начинают играть вместе, придает композиции силу. Такое вступление обычно играет до 60 секунды. 
Сначала мелодия – вокал или основная «тема» вступают без поддержки других инструментов, они чувствуются «обнаженными», но предстают в том ракурсе, в котором они никогда не предстанут в сопровождении аранжировки. Многие медленные композиции начинаются таким образом. 
Сначала ритм\басс\перкуссия – тут ничего объяснять не требуется, все строится по тем же принципам. 
Построение – вы начинаете с любого из основных инструментов, а затем добавляете остальные (происходит значительно быстрее, чем в предыдущих случаях). 
«Отклонение от курса» - основывается на принципе отличия по стилистике вступления от основной части композиции. Этому, как правило, служат особые «художественные» причины. 
«Легкие вступления» - меньший темп, меньшая артикуляция при игре аккордами, использование акустических инструментов. По мере развития добавляются более тяжелые инструменты. 
«Тяжелые вступления» - взрыв абсолютной силы! И когда покажется, что терпеть уже невозможно, можно резко оборвать его, и пустить более легкие инструменты. Используется в тяжелых композициях, и так же может повторяться несколько раз за песню (например, в кульминациях).

Основная часть композиции. 
Все мы знаем, что такое куплет и припев, а так же основные схемы построения (припев, куплет, припев и тд). Вы можете следовать им, или отходить от них, мы же рассмотрим некоторые новые элементы схем. 
Морфинг – отличный способ ввести новые инструменты в композицию: одну и ту же партию играют 2 инструмента, один звучит, а громкость второго «выставлена на ноль». Нужно медленно уменьшать громкость одного, и увеличивать её у другого, чтобы один инструмент как бы «перетекал» в другой. 
Переплетение – два инструмента играют две разные партии, построенные таким образом, что ведущим оказывается, поочередно то один, то другой инструмент. 
Пауза – резко оборвите музыку, для создания некоего напряжения. Главное, не «перетянуть» чтобы не разрушить эффект. Но при умелом использовании это очень мощный инструмент. 
«Изобретение» - один инструмент играет партию определенное количество времени, затем новый инструмент начинает играть ту же партию, то же количество времени, в то время как первый продолжает развивать начатую им тему. 
Наложение текстур – от двух до пяти различных синтезаторов играют одновременно одну и ту же партию. Это создаст мощный объемный звук (естественно нужно умело подобрать инструменты). 
Вращение панорамы – может применяться с предыдущим способом. Смысл тут в панорамировании одного инструмента вправо, другого – влево. В результате создается эффект вращения. 
Отступление – сделайте вариацию, и когда настанет ощущение странного напряжения в силу несовпадения по тематике с песней, верните все назад. 
Делайте сложные аранжировки путем добавления «призрачных» партий вокала и инструментов. 
Поднятие/спуск – создавайте партии ваших инструментов все выше и выше (ниже и ниже), это, как правило, служит «мостом» к кульминации, так же зачастую используются в припевах (подчеркивается их «центральное» место в композиции). 
Х-движение – напоминает морфинг: в то время как один инструмент становится все выше и выше по звучанию, второй соответственно «опускается», тем самым мы можем добавить новую соло-партию.

Общие рекомендации. 
Будьте эффективны. Просто скажите, что вы хотите, без лишних отступлений от темы. Будьте хорошим оратором, помните, что основная мудрость заключается в «мощных» комбинациях слов, неотразимых диалогах. У вас должен сформироваться четкий мотивационный стержень, который будет «уводить» публику за вами, используя, внутренний мир каждого в слушателя в отдельности. Композиции зачастую бывают, похожи, но надо помнить, что эффективно – не обязательно значит просто. Нужно вложить только те элементы, которые отвечают вашим идеям. Но не нужно пытаться разместить все ваши идеи в рамках одной композиции. Позвольте слушателю наслаждаться только самыми значимыми из них. 
Создайте движение. Движение – это то, благодаря чему слушатель будет включать вашу композицию снова и снова. Если брать транс, то движение там придавать будут более медленные части, получается своеобразная игра на контрасте. Так же это может быть как повторение одного и того же предложения. 
Аналогии с кино. Музыка и кино имеют много общего: сложная иерархия жанров, схожие способы и цели передачи чувств и настроения и много схожих технологических особенностей. Так что можно пробовать воплощать в музыке художественные приемы известных режиссеров (это известное упражнение для музыкантов – пробовать передавать визуальные образы через музыку).

Статья по технике написания песен подошла к концу. Конечно же, это бескрайний океан, на тему которого можно написать миллионы страниц. Но цель этой статьи дать стартовые знания, чтобы вы могли свободно путешествовать по нему, и открывать новые неизведанные его участки. Удачного сочинения!

 

Ключевых слов нет...
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела